Альберт Швейцер Я жизнь, которая хочет жить...
Я – жизнь, которая хочет жить, в гуще других жизней, которые хотят жить,» - писал Альберт Швейцер (Аlbert Schweitzer), немецкий врач, философ, богослов и музыковед, человек, испытывавший благоговение перед жизнью. Он вошел в историю как великий гуманист (14 января исполнилось 135 лет со дня рождения). Ему представлялось непостижимым, почему люди не понимают такую простую истину: каждая жизнь священна, вне зависимости от значимости, масштаба…
Альберт Швейцер появился на свет в 1875 году в семье пастора Луи(с) Швейцера и Аделе, урожденной Шиллингер, в городке Кайзерсберге (Верхний Эльзас-Лотарингия, принадлежавший тогда Германии, ныне это территория Франции. Поскольку французская провинция Эльзас была аннексирована Германией в результате франко-прусской войны 1871 г., было получено германское гражданство). И с отцовской, и с материнской стороны его предки были пасторами и церковными органистами.
...Несмотря на достижения в области философии, теологии, музыковедения, Альберт Швейцер чувствовал себя обязанным выполнить клятву, данную самому себе в возрасте 21 года. Считая себя в долгу перед миром, Швейцер решил заниматься искусством и наукой до 30 лет, а затем посвятить себя «непосредственному служению человечеству». Статья о нехватке врачей в Африке, прочитанная им в журнале Парижского миссионерского общества, подсказала Швейцеру, что надо делать для выполнения задуманного. «Отныне мне предстояло не говорить о евангелии любви, – объяснял он позже, – но претворить его в жизнь».
... 50 лет своей жизни Швейцер провел в сердце Африки - Габоне - помогая больным малярией и лепрой в Ламбарене. Он умер в мире и согласии с самим собой, прожив 91 год.
В 1957 выступил с «Обращением к человечеству», призвав правительства прекратить испытания ядерного оружия, и в дальнейшем не прекращал напоминать об атомной угрозе. Своими статьями он выступал против войны и атомной смерти во всемирном масштабе.
B 1952 году Швейцеру была присужена Нобелевская премия мира. Всю сумму денег он истратил на постройку лепрозория в Ламбарене.
Живя жертвенной жизнью, он никогда никого не упрекал. Наоборот, очень жалел людей, которые не могут в силу обстоятельств посвятить свою жизнь другим. И всегда призывал таковых пользоваться любой возможностью делать добро. «Нет человека, которому бы не представился случай отдать себя людям и проявить тем самым свою человеческую сущность. Спасти свою жизнь может всякий, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-нибудь для тех, кто нуждается в помощи — какой бы скромной ни была его деятельность». И вообще Швейцер считал, что человек не вправе судить никого, кроме себя, и единственное, чем он может проповедовать — это его образ жизни.
Нередко его способность убеждать, заставлявшая людей жертвовать порой значительные суммы на поддержку больницы, вызывала раздражение и обвинения в саморекламе, желании сотворить из себя символ милосердия.
«Человек, отныне ставший мыслящим, испытывает потребность относиться к любой воле к жизни с тем же благоговением, что и к своей собственной. Он ощущает другую жизнь как часть своей. Благом считает он сохранять жизнь, помогать ей; поднимать до высшего уровня жизнь, способную к развитию; злом — уничтожать жизнь, вредить ей, подавлять жизнь, способную к развитию. Это и есть главный абсолютный принцип этики.»
«Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность.»
Он умер в мире с самим собой в 91 год. Его похоронили недалеко от госпиталя, на габонской земле, рядом с его женой. На его могиле установили простой деревянный крест, который он сам для себя сделал.
Остался госпиталь, созданный его руками (руководство больницей перешло к их дочери).
Остались написанные им книги.
Не меркнет самый пример Швейцера — Человека для людей.
Афоризмы Швейцера.
Судьба всякой истины - сначала быть осмеянной, а потом уже признанной.
У правды нет урочного часа. Ее время всякий раз наступает тогда и только тогда, когда она оказывается самой несвоевременной.
Человек овладевает природой, еще не научившись владеть собой.
Знать друг друга - не значит знать друг о друге все; это значит относиться друг к другу с симпатией и доверием, верить друг другу. Человек не должен вторгаться в чужую личность.
Этика - это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живущему.
Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность.
Я - жизнь, которая хочет жить, в гуще других жизней, которые хотят жить
Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами.
Абстракция - это смерть для этики, ибо этика есть живое отношение к живой жизни.
Website Designed and Maintained by: Nadja Werner